Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Есть ли свет в конце тоннеля?

Есть ли свет в конце тоннеля?

Случается, что приходя на консультацию, клиент говорит о том, что в его жизни все беспросветно. Чего-то не хватает, а чего-то, напротив, в избытке. Как правило, в избытке оказывается негативных переживаний – тоски, грусти, злости, обиды. И как бы мы ни пытались переубедить человека, что стоит посмотреть на ситуацию под другим углом, изменить фокус внимания, или же позицию, это может не приносить желаемого для клиента облегчения.

Он уже в тоннеле. И это не игра слов, так как подобную ситуацию задает его мышление. «Тоннельное восприятие» складывается из неспособности адекватно отреагировать на стрессовую ситуацию, из-за недостатка ресурсов, или способности переживать какие-то жизненные обстоятельства.

И свет в конце тоннеля может быть настолько призрачным, что его сразу и не разглядишь.

Следует помнить, что клиент в таком состоянии, прежде всего, нуждается в поддержке. Не в советах, рекомендациях, а именно в живом участии другого человека. Проявляя интерес к жизни клиента, к тому, как она устроена, к тем ресурсам, которые у него есть и тех, которых не достает в данный момент, можно помочь ему ощутить, что он не один, что рядом есть тот, кто готов «увидеть» этот тоннель и помочь найти из него выход.

Я называю это «разбирать завалы», которые встали на пути человека к тому самому заветному свету в конце тоннеля. Разбирать не за него, но вместе с ним.

«Если муж совсем не помогает, а дети сводят с ума и на работе все складывается не лучшим образом», можно, конечно, сказать клиенту, что если он и дальше будет видеть только «негатив», ничего хорошего из этого не выйдет. И это так, однако, далеко не всегда это может сподвигнуть человека на какие-то действия, а может дать и прямо обратный эффект.

Когда все силы брошены на то, чтобы справиться со стрессовой ситуацией, на что-то другое их просто не остается. И если начать говорить «вы просто не хотите ничего менять, вас и так все устраивает», то можно загнать человека в еще больший тупик.

Я не призываю жалеть, высказывать безмерное сочувствие, и уж тем более брать на себя ответственность за жизнь другого человека, однако адекватное отношение к той реальности, в которой находится клиент, без призывов немедленно ее изменить, может быть гораздо более продуктивным и продвигающим в терапии.

Случается, конечно, что клиент, действительно, приходит за тем, чтобы «его просто выслушали», и если запрос звучит именно так, то не имеет смысла пытаться «наставить его на истинный путь, предлагая готовые решения, как ему изменить свою жизнь». В некоторых ситуациях обычного "выслушивания" может быть достаточно, чтобы помочь клиенту увидеть, что выход из сложившейся ситуации все же есть.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.